dolgo_vo59: (Солнце)
[personal profile] dolgo_vo59
Попался на днях мне хит русского народа про этих самых три десятка панфиловцев. Не заметить его было сложно. Куча пиара, восторженные заметки о фильме повсюду, срачи "а был ли подвиг", жалкий министр жалкой российской культуры, завывающий о мразях покушающихся на легенду. Конечно стоило своими глазами увидеть о чём идёт речь. Отдельно интриговали восторженные отзывы многих россиян и заявления, что фильм очень простой, правдивый, без пафоса, про обычных людей. На пафосе вообще делается упор через отзыв. Многие тщательно обозначают, что 28 панфиловцев - это долгожданный качественный фильм про подвиг народа после высеров придворных режиссёров с их Утомлёнными Сталинградами. По счастливому стечению обстоятельств мне довелось не увидеть творчество ни Михалкова, ни Бондарчука, поэтому сравнить с ними панфиловцев не могу. Но в то же время в качестве сравнения мне хотелось бы выбрать фильм идеологических противников русского народа - американцев. Которые как знает каждый россиянин снимают исключительно пафосные и героические фильмы, которые всем уже осточертели. Мне кажется, что недавний фильм Майкла Бэя "13 часов: Тайные солдаты Бенгази" очень подходит для сравнения. И там, и там небольшая группа бойцов, которые должны сдержать превосходящего противника. Оба фильма сняты по реальным событиям. Оба фильма демонстрируют личный подвиг солдат.

Итак. Первые 40 минут 28 панфиловцев - то что до боя. Солдатики готовятся, изучают матчасть, тренируются, занимаются бытом. Историческая достоверность достаточно высокая. Но надо заметить, что солдаты почти полностью обезличены. Выделяется разве что хохол Москаленко, чуть-чуть политрук, чуть-чуть злобноватый лейтенант. Масса солдат - слитная, маловнятная. Командиры вообще обезличены. Солдатики незамысловато шутят, таскают дрова-снег-санки и на этом всё. Личная жизнь ограничена десять секундами, когда от уходящей в закат колонны отделяется один солдатик, подбегает к местной девушке-впж, они с ней переглядываются, он забирает свёрток еды и убегает навстречу подвигу. Всё. Ни у одного солдата нет семьи, родственников, друзей. Есть только солдаты и ничего кроме. Эдакая зомби-армия Сталина из пробирок. 13 часов - совершенно иначе. Там бойцов конечно меньше, но это живые люди. У них есть семьи, есть личная жизнь, досуг, хобби. Это реальные люди, а не Черномор со своей братией. Вообще складывается ощущение, что снимая эпизод "до боя" стояла задача максимально точно реконструировать эпоху. Оловянных солдатиков на диораме. Диорама в итоге отличная, солдатики тоже оловянные. С оловянными выражениями лиц и дружным смехом по команде. Впрочем современные российские актёры не очень умеют играть, тут ничего не поделаешь.

На 16-й минуте фильма развенчивается легенда, что тут нет пафоса. Более приторно-сладкий пафос чем здесь встречается крайне редко. Двухминутная речуга политрука в модном тулупчике перед строем солдатиков в ватниках - это речь Киселёва на митинге посвящённом 75-летию подвигу 28 панфиловцев. Это ни разу ни мотивационная речь перед солдатами. Это - чистый пропагандонский елей, написанный для стояка у потомков. Враг трепещет, молниеносная война дала осечку, русские любят свою родину, враг боится, враг будет вас убивать превосходящими силами, но не пройдёт, войн было много крутых, но мы самые великие, за нами не только Москва, но и весь мир и он смотрит на нас, мы защищаем весь этот мир. Когда русские заявляют про пафос у американцев - им надо включать этот отрывок. Более чудовищного пафосного самолюбования с заявлениями о собственной исключительности в кино вероятно не найти.

Далее до боя копание окопчиков, фортификация, установка орудий. Солдатики травят безликие байки, тупо-казарменно перешучиваются, пафосно переживают за землю русскую, которую после боя не вспашешь, подзуживают друг дружку тем, что у них очень крепкое слабое место, с которым придётся столкнуться немцам. Личные переживания, эмоции, личная жизнь - на нуле. Или травят байки, или обсуждают работу. Политрук загоняет солдатикам мутную ересь про родину-отечество и исключительность русской нации.

На 40-й минуте панфиловцев начинается бой. Очкастые немецкие артиллеристы с исключительной точностью разносят фальшивые позиции русских. Немецкие танкисты захлопывают свои люки и едут на русских. Русские солдатики сидя в окопах сжимают в голых ручонках оружие. Причём до боя у всех были перчатки-рукавицы. Голые руки на морозе, без движения несколько режут глаз. Ну застывают же конечности за считанные минуты, дрожат и не гнутся. Но режиссёру видней. Очень занятна сцена с быдловатым русским и казахом, которой восхищаются русские зрители-патриоты. Вот какой у нас многонациональный народ! В кадре же русское быдло фактически отказывает туповатому казаху в его национальности. Бытовой русский шовинизм во всей красе. Пока солдатики сидят в окопах, командование чутко руководит ими из тёплых землянок. Руководит настолько чутко, что русские артиллеристы сразу накрывают залпами наступающие немецкие танки-пехоту и панфиловцы вырываются в счёте. Модный политрук счастливо лыбясь на эту гениальную режиссёрскую сцену комментирует: "Ну а как по-другому!" На небе показывают шестёрку немецких пикировщиков, которые просто пролетают над полем и фсё. Артиллеристы же спешно отчаливают в тыл заявляя в духе 21-го века: "Ну мы пошли, а вы держитесь там".

Бой панфиловцев с немцами - в худших традициях низкопробных поделок. Под тревожную музычку немцы играют в медленные мишени, которые доблестно уничтожаются изредка огрызаясь в ответ. Снайперской стрельбе русских можно позавидовать. Довольно быстро немцам надоедает тупо умирать и они отступают. Танки медленно пятятся задом, пехота тоже медленно пятится задом. Глаза лезут на лоб от изумления, но немцы без приукрашиваний и ехидства тупо пятятся задом. Режиссёр какой-то гений. Вообще бой происходит на небольшом пятачке. Немцы наступают на невнятные русские траншеи по полю, с одной стороны от немцев лесок с русскими пушками, с другой рощица с русским пулемётом. Пятачок наверное километр на километр. Немцы упорно не видят пушек в лесу от слова совсем. С позиций под трагичную музычку отвозят несколько раненых русских.

В затишье после боя русские искромётно сыплют глуповатыми казарменно-колхозными шутками. Стоит заметить, что на протяжении всего фильма русские демонстрируют лексику не то что без матов, но вообще без бранных слов. Выражение негативных эмоций на нуле. Впрочем эмоции вообще не сильная сторона фильма. Пока красноармейцы весело проводят время на своих позициях, немецкие артиллеристы готовятся к удару по этим позициям. Отступить немножко назад - не по русски. Солдаты терпеливо дожидаются в траншеях немецкую артиллерию. Причём сами русские солдаты заявляют, что сейчас будет артналёт и сами же хорохорятся, что им этот артналёт безразличен. Немцы стреляют - русские сидят кучкой в окопчике и рассуждают умереть надо за родину или пожить за родину. Самоотверженность зашкаливает. Речи достойны лучших диванных философов 21-го века. Страха - вообще ноль. Воспоминаний родных - ноль. Предсмертных просьб - ноль. Только патриотический пафос, пафос, пафос. Очень странно смотрится солдат раненый в траншеях в ногу. По итогам обстрела немчики начинают сравнивать счёт. Контуженные русские солдатики доблестно переждавшие обстрел на обнаруженных позициях начинают шевелиться среди своих фрагментированных товарищей. Прибежавший откуда-то бодрый политрук их напутствует. Более удачливые русские растаскивают менее удачливых русских, командиры нервно курят в тылу, принимая доклад, что осталось 28 будущих героев. Будущие герои просят подкрепление. Отцы-командиры требуют стать героями. Полминуты пафоса от политрука: не спешить стать героями, но стать героями обязательно - позади Москва жи. Солдатики счастливо смотрят на политрука, впечатлённые перспективами. Один из военов коммунизма снимает шапку и молится. Туповатый коллега по героизму смотрит на него с подозрением как на врага. Начинается мочилово. Петеэрщик стреляет и доблестно во весь рост становится героем. Пригибаться под огнём, менять позиции нельзя. Вообще русские солдатики доставляют своей приклеенностью к позициям. С фланга начинает строчить пулемёт русских. Метров с пятидесяти. Солдатики стояли в траншее высунувшись из неё по пояс, немчики упорно игнорили. Когда их начинают убивать немчики вместо того чтобы залечь в снег тупо побежали повернувшись спинами. Забавно, что раньше русские между собой заявляли, что "фриц - не дурак". Но режиссёр решил иначе и фриц вообще кретин. Слепой и не дорожащий жизнью кретин. Вообще русские пулемётчики и многие русские бойцы напоминают героя Чарли Шина из "Горячих голов-2", когда рэмбанутый герой стоял во весь рост и мочил на счётчик выбегающих под пулемёт врагов. Только там была тупая комедия. Здесь же солдатики упорно достояли до момента пока немцы развернули башню и жахнули по позиции. Не хотелось затягивать с героизацией похоже. Ещё один герой отправляется к гуриям лениво замахиваясь гранатой на камеру и пулемёт, высунувшись из окопчика. Смерть достойная героя. Умер, но из последних сил гранату бросил. А тут и фрице-боты подтянулись под ППШ дабы друг героя смог отомстить за героическую смерть. Поджаривающийся немчик из горящего танка неторопливо вылезает, видит будущего героя и медленно начинает наводиться на него. Но другой герой метко выпиливает фрица. Смешно и тупо. Фрице-боты тупейше выпиливаются об русских героев пачками, медленно уничтожая и героев. У режиссёра похоже пунктик на подыхание при бросании гранат. Герой должен высунуться минимум по пояс из траншей, получает очередь в героическую грудь, падает, поднимается и немножко геройствует до окончательного принятия ислама. Сценку повторить нужное количество раз. Тупость же фрице-ботов зашкаливает. Пушки с фланга из лесочков выпиливают их раз за разом, но фрицы упорно не замечают откуда их мочат. У многих героев наглухо отсутствует скил - отбежать. Смотрят на фрицевский танк как мышь на змею готовящуюся поужинать. У немцев вообще только один скил - умри, грязное животное. Далее какая-то детская тупость с танчиками закапывающими траншеи, отсутствующей немецкой пехотой и героями вяло пытающимися выпиливать танки. Теоретически зрителя должен переполнять восторг от героической гибели. Практически возникает вопрос - что вообще происходит?! Далее немцы снова начинают тупо игнорить собственное уничтожение, русские стреляют в упор под трагичную музыку, политрук хитро лыбясь крадётся с гранатами. Вообще бой очень странный. Фрицы и герои как бы чередуются - сейчас мы тупим, а вы нас убиваете, а теперь меняемся, вы тупите, а наша очередь убивать. Естественно так как героев меньше, умирают они реже, а убивают чаще. Ну чтобы всё почеснаку же было. Мочилово движется к тотальной героизации всех. У героев кончились патроны и они готовятся к рукопашке. К рукопашке с немцами у которых патроны есть. А также танки и артиллерия. Зато у героев есть лопатка! Легендарная стелс-пихотная лопатка! И топор! Немцев становится искренне жаль. Внезапно у русских на фланге обнаруживается ранее убитый пулемёт с воскресшим подавальщиком ленты. И убивает нах всех фрицев, которым посчастливилось таким образом избежать встречи с лопаткой. Солнце закатывается, немцы отступают, несколько героев почему-то остались живы. Короткая пафосная речь недобитых о собственном героизме. Фильм потрясающе точно воплощает мечты русских патриотов о доблестных русских воинах и тупых западных солдатах.

Если сравнивать сцены боёв с фильмом 13 часов Бенгази, то становится грустно за российский кинематограф. У американцев стройная, логичная, убедительная, слитная и красивая картинка. Солдаты с точным оружием и ночной оптикой методично уничтожают противника и терпят потери от миномётного обстрела. Солдатам отступать некуда и они стоят на позициях насмерть. Но делают это с умом. Солдаты в перерывах между боями обсуждают детали боя, обсуждают что надо сделать чтобы повысить свои шансы и говорят о семьях. У них есть семьи, есть личная жизнь, есть фотки. Солдаты переживают за них. Они живые. Солдаты задают вопросы без ответа на тему, что они здесь делают. И солдаты абсолютно молча, без обсуждений и комментариев исполняют то что должны, то что они ощущают, что должны делать - защитить несколько десятков гражданских цэрэушников рядом. Нет спичей, что мы должны, что будем стоять насмерть, что должны выполнить долг во чтобы-то ни стало. У американцев нет всего того пафоса, что есть у русских. То что русские возводят в подвиг, тщательно обсасывая детали, американцы молча делают. Боятся, хотят выжить, готовятся к смерти, обсуждают на кой чёрт приехали в это забытое богом место, но ни на секунду не поднимают вопрос о том стоит ли им защищать людей или не стоит. Отдельно надо заметить, что до начала основных боёв фильма, когда поступает запрос о помощи, американские бойцы рвутся на помощь. Их меньше десятка, у них только лёгкое стрелковое оружие, их руководитель не даёт разрешение, а они рвутся в гущу врагов чтобы попытаться спасти посла. Без позёрства, без самолюбования, просто просят дать им приказ действовать. И не получая приказа они действуют на свой страх и риск. С самого начала обречённые на смерть панфиловцы - толпа вялых зомби на их фоне.

Вести речь о достоверности подвига панфиловцев я не буду. Об этом и так всё сказано и все кто хотел знать как всё было - узнал. Американцы же как было так и сняли. Отдельно хочется сказать о художественной ценности фильма. 13 часов Бенгази фильм который не каждый положит в личную коллекцию из-за военной специфики, но снят для широкой аудитории. Снят высокопрофессионально, красиво, убедительно. Локации, актёрская игра, операторская работа - во всё веришь, всем наслаждаешься. 28 панфиловцев - очень слабенькая работа во всех отношениях. Полуживые актёры, частенько слабосклеенные сюжетные куски, идиотизм в сценах боёв, пафосные глупости, слабая картинка. Эдакая студенческая работа на заданную тему. В тех же Штатах крайне редко можно увидеть неумело снятый фильм. Там режиссёр вначале учится снимать, а потом ему дают бюджеты. В России же народ собрал бабла для воплощения своих влажных фантазий и отдал деньги дилетантам-патриотам. В итоге фильмом могут восторгаться разве что русские патриоты. Которые прочитали перед этим, что фильм потрясающий и им надо восторгаться. А кто нет - тот мразь. С министром культуры не поспоришь же. Но 28 панфиловцев посмотреть всё же стоит. Посмотреть изучив отзывы и споры вокруг этой работы. Можно увидеть не мало интересных деталей современного русского общества. В отрыве от сегодняшнего дня и обсуждений вокруг - скучное, местами глупое и не эстетичное убийство двух часов времени.





Profile

dolgo_vo59: (Default)
dolgo_vo59

January 2017

S M T W T F S
1 2 34 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 3031    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Oct. 18th, 2017 12:56 pm
Powered by Dreamwidth Studios